Борьба Евросоюза с вредными выбросами все больше усложняет жизнь производителям автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. И хотя переход на нулевые выбросы намечен только на 2035 год, процесс уже запущен. А больше всего достается дизелям, которые хоть и выбрасывают в атмосферу меньше углекислого газа, но все же менее экологичны, чем бензиновые двигатели. Сильный удар по таким моторам нанес дизельгейт: многомиллиардные штрафы, аресты, исключение дизельных модификаций из производственных программ, запреты на въезд в города для дизельных машин с низким экологическим классом… Все это сильно сказалось на продажах. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей, в 2022 году доля дизельных машин в общем объеме местного рынка новых автомобилей составила лишь 16,4%! А ведь еще в 2016-м этот показатель был в три с лишним раза выше — 49,9%. Больше, чем у бензиновых автомобилей (45,9%)! И от дизеля уже начали отказываться сами автопроизводители.
Первыми в Европе окончательно порвать с тяжелым топливом решили в компании Volvo. В рамках Недели климата, проходящей сейчас в Нью-Йорке, руководство этого шведского бренда заявило о полном прекращении производства дизельных автомобилей к началу 2024 года. То есть всего через несколько месяцев! К 2030 году Volvo планирует вообще избавиться от ДВС, а к 2040 году стать полностью углеродно-нейтральной компанией. Исполнительный директор Volvo Cars Джим Роуэн, комментируя данное решение, упомянул, что оно стало закономерным продолжением отказа от разработки новых ДВС еще в конце прошлого года. По словам Роуэна, «для представителей промышленности и политиков настало время проявить решительность и принять значимые меры» для борьбы с изменением климата. В данном контексте, по мнению Volvo, единственно верным путем является перевод автотранспорта на электричество.
Сейчас в европейском модельном ряду Volvo дизельные силовые установки предлагаются для моделей S90, V90, V60, XC40 и XC90. Во всех случаях это «мягкие» гибриды со стартер-генератором. Полноценные гибриды у Volvo предлагаются только с бензиновыми моторами. По данным самой компании, несмотря на общее падение продаж в 2022 году, спрос на машины категории Recharge (электромобили и подзаряжаемые гибриды) вырос. В Европе, которая остается приоритетным рынком для Volvo, прибавка составила 3,9%, а общая доля «зеленых» машин достигла 54,9% (135714 штук из общего количества 247413 автомобилей). В Китае электрифицированные Volvo пока не так популярны: всего 7,5% от общего количества (12215 из 162322), однако также наблюдается положительная динамика продаж (плюс 3,3%). В США доля моделей Recharge в прошлом году составила 27,4% (27909 из 102038), а прирост достиг 22,3%. На этом общем фоне отказ от дизелей неудивителен.