Ввод торговых центров переносится на более поздние сроки, а сами объекты становятся все меньше и находятся не в центре города
В первом квартале 2023 года в России не было открыто ни одного качественного торгового центр. Об этом «РБК-Недвижимости» сообщили в IBC Real Estate. Аналитики Commonwealth Partnership (CMWP) подтвердили эту тенденцию в Москве.
«За первый квартал 2023 года в России не был открыт ни один качественный торговый центр, ряд объектов получили разрешение на ввод в эксплуатацию, однако их открытия для посетителей запланированы на более поздние сроки», — сказал генеральный директор IBC Real Estate Алексей Ефимов.
Согласно расчетам IBC Real Estate, до конца года планируется ввести около 305 тыс. кв. м: в Москве — 115 тыс. кв. м, в регионах — 190 тыс. кв. м. «Однако крупнейшие объекты, ранее планируемые к вводу на 2023 год, уже перенесены на более поздние сроки», — отметил Алексей Ефимов.
По его словам, сейчас в России заявлено к открытию пять торговых центров с арендопригодной площадью более 50 тыс. кв. м, при этом большинство проектов были анонсированы до 2020 года, а сроки их ввода уже не раз переносились. «Ввиду текущей конъюнктуры рынка вероятность их дальнейшего переноса высока, ввод будет представлен объектами меньших форматов», — не исключил генеральный директор IBC Real Estate.
Ввод в 2022 году
По данным IBC Real, в 2022 году по всей России было введено 305 тыс. кв. м торговой недвижимости — в три раза меньше, чем в 2021 году (913 тыс. кв. м). Это минимальный показатель за всю 20-летнюю историю наблюдений. В Москве за год было построено 11 торговых центров общей площадью 126 тыс. кв. м — в 2,8 раза меньше, чем в 2021-м (363 тыс. кв. м). Показатель стал также минимальным за всю историю наблюдений.
Ввод ТЦ в Москве
В Москве за первый квартал не открылось ни одного нового торгового центра, отметили аналитики CommonwealthPartnership (CMWP). По их оценкам, за два года (2023-2024 гг.) в Москве будет введено в эксплуатацию порядка 300 тыс. кв. м торговой недвижимости. С учетом того, что сроки ввода новых объектов зачастую переносятся, по оценке аналитиков CMWP, в 2023 году будет введено около 80 тыс. кв. м торговых площадей. Но если запланированный на этот год ввод ТПУ «Селигерская» состоится в указанные сроки, объем нового строительства может превысить 200 тыс. кв. м, заметно превзойдя, таким образом, прошлогодние показатели.
«В текущих условиях даже опытные ретейлеры при открытии новых магазинов очень внимательно выбирают помещения, локации и объекты. Давление на потребительский рынок сохраняется, общий геополитический и макроэкономический фон остается напряженным, что не добавляет оптимизма покупателям», — прокомментировала ситуацию руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Татьяна Дивина.
Согласно расчетам IBC Real Estate, в 2023 году к вводу заявлено 16 объектов общей площадью 172 тыс. кв. м. До массового переноса сроков эта цифра была в два раза больше. Но по итогам 2023 года ввод торговой недвижимости в Москве может оказаться еще ниже, отмечают в компании. «В течение года мы ожидаем корректировок по дате ввода многих объектов. По нашим прогнозам, только две трети (примерно 115 тыс. кв. м) из представленных торговых центров откроют свои двери в 2023 году. Замедленные темпы ввода можно объяснить сложностями возникающими в процессе поиска арендаторов», — отметил Алексей Ефимов.
Читайте также: Уход брендов и низкий ввод: итоги 2022 года на рынке ТЦ Москвы
ТЦ мельчают и уходят за пределы центра
Введенные торговые центры становятся меньше и находятся не в центре города, а на ТПУ и в жилых районах. По данным IBC Real Estate, за последние три года более 60% новых качественных объектов имели площади менее 15 тыс. кв. м. В ближайшее время эта тенденция сохранится, считают аналитики.
«Первые этажи ЖК во многом становятся альтернативой «классическим» торговым центрам. В границах Москвы по программе стимулирования жилищных застройщиков к созданию мест приложения труда в ближайшие годы будет построено четыре офисно-торговых и четыре торговых центра в ЗАО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО. Также, жилищные девелоперы развивают стрит-ретейл в своих жилых комплексах», — пояснил генеральный директор IBC Real Estate.
Согласно оценке аналитиков CMWP, в Москве почти 70% площадей на этапе строительства представлены торговой составляющей в составе ТПУ и объектами ADG (проекты комплексной реконструкции бывших кинотеатров — «Место встречи»). В остальном, за исключением одного-двух объектов, новый девелопмент представлен торговыми объектами районного формата, отметила Татьяна Дивина.
Читайте также: