В среднем в московских торговых центрах пустует от 12% до 16% площадей. К концу года эти цифры могут вырасти на 3–5 п.п. Но в ряде объектов уже сейчас пустует до 2/3 помещений
Вакансия (процент незанятых площадей) среди объектов торговой недвижимости Москвы в апреле составила 12%, к концу года показатель может вырасти до 15–17%. Такие данные содержатся в исследовании компании IBC Real Estate. По ряду объектов показатель уже сейчас достигает 35–65%.
По данным экспертов, больше всего пустующих площадей отмечено в новых торговых центрах, которые столкнулись с нехваткой арендаторов из-за ухода международных брендов. «В качественных торговых центрах Москвы, открывшихся в 2021 и 2022 годах, доля вакантных площадей составляет 35%, в то время как показатель по всему рынку в целом находится на уровне 12%», — отметил генеральный директор IBC Real Estate Алексей Ефимов.
Однако самая высокая вакансия — в торговых центрах, которые расположены за пределами зоны 15-минутной пешей доступности от метро, вакантность в среднем составляет 63%. Впрочем, с развитием общественного транспорта это показатель может начать снижаться, прогнозируют в IBC Real Estate.
Аналитики Commonwealth Partnership (CMWP) оценивают долю свободных площадей в ключевых торговых объектах Москвы, суперрегиональных и торговых объектах класса прайм в 16%. «Еще 3–4% площадей можно отнести к потенциальной вакансии — площади международных операторов, которые пока не открыли свои магазины после приостановки деятельности», — пояснили аналитики.
Согласно прогнозам CMWP, до конца 2023 года вакансия будет находиться на уровне 16%. Основными факторами, влияющими на ее динамику в ключевых торговых объектах Москвы, эксперты называют открытие бывших магазинов группы Inditex и то, как «Мега» справится с заполнением вакансии от магазинов IKEA. А для объектов класса прайм остается открытым вопрос с арендаторами люксового сегмента, которые пока не возобновили свою деятельность.
«Для арендодателей происходящая трансформация сегмента означает, что большую часть рынка займут локальные компании, и мы должны быть готовы к тому, что ставки аренды будут снижаться за счет требований к площади новых игроков, а вакансия, возможно, вырастет еще на 3%, если ряд игроков примут решение об уходе», — отметила партнер, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Ольга Антонова.
Ранее аналитики CORE.XP оценили долю свободных площадей в ключевых торговых центрах Москвы в первом квартале 2023 года в 14%. По их подсчетам, рост к аналогичному показателю 2022 года (6,4%) более чем двукратный. Сам уровень вакансии максимальный за последние десять лет.
Читайте также: