Общий объем рынка краткосрочной аренды составляет 231,2 млрд рублей. Предложение рынка краткосрочной аренды оценивается в 318 тыс. лотов, а средняя стоимость проживания сейчас составляет 3,3 тыс. рублей в сутки
Объем рынка краткосрочной аренды жилья в России оценивается в 231,2 млрд руб. (доходы арендодателей), а общее количество арендодателей — в 159 тыс. человек. Такие данные содержатся в социально-экономическом исследовании Центра стратегических разработок (ЦСР), которое посвящено комплексному анализу данного сегмента и перспективам его развития.
Для сравнения: сервис «Яндекс Путешествия» прогнозировал рост объема гостиничного рынка России по итогам 2023 года до 785 млрд руб. Таким образом, рынок краткосрочной аренды занимает около трети от объема гостиничного рынка.
Об исследовании
Исследование проводилось в сентябре-октябре 2023 года. Оно основано на изучении данных ведущих платформ на рынке краткосрочной аренды (ЦИАН, «Авито», «Яндекс Путешествия», «Суточно.ру», Ostrovok.ru — всего около десяти площадок). Кроме того, аналитики проводили большие онлайн-интервью среди 2 тыс. арендаторов и арендодателей по всей стране. Цель исследования — формирование независимой и экономически обоснованной позиции по текущему состоянию рынка краткосрочной аренды жилья в России и перспектив.
«На фоне ковидного периода и геополитических событий 2022 года, усиливших концентрацию поездок (как туристических, так и деловых) на внутреннем рынке России, происходит рост социально-экономической значимости рынка краткосрочной аренды жилья», — отметила замгендиректора ЦСР, куратор службы социально-экономических исследований Лора Накорякова. В то же время рынок краткосрочной аренды жилья характеризуется дефицитом статистической информации, что приводит к противоречивым выводам о рынке, спорным гипотезам о перспективах развития и некорректным выводам относительно значимости данного сектора для населения, пояснила она.
Согласно оценке ЦСР, всего в сегменте занято свыше 337,2 тыс. россиян. Сопутствующие расходы арендаторов (транспорт, питание, развлечение, досуг) достигают 422,7 млрд руб.
Предложение рынка краткосрочной аренды оценивается в 318 тыс. лотов (объявлений), площадь среднего объекта краткосрочной арены составляет 45 кв. м. Подавляющее большинство жилых объектов, сдаваемых в краткосрочную аренду в России, принадлежит напрямую собственнику или его семье (98%). 8% всех объектов принадлежат им с обременением в виде, например, ипотечных кредитов или залогов. Только 2% жилых объектов сдаются краткосрочно через механизм субаренды.
Почти половина рантье (46%) сдают посуточно жилье, ранее купленное для собственного проживания. Примерно треть (30%) сдают жилье, купленное как инвестицию под эти цели, четверть (24%) сдают недвижимость, доставшуюся им в наследство.
По мнению представителей объектов краткосрочного жилья, их основное отличие от гостиниц — это отсутствие следующих функций: ресепшена, дополнительных бытовых услуг, организации питания, сервиса уборки, отдельного входа, круглосуточного сервиса, юридической защищенности в спорных ситуациях. Абсолютное большинство (78%) объектов краткосрочной аренды предоставляют следующие удобства: доступ к интернету, стиральную машину, кухню, бесплатные туалетные принадлежности, заселение гостей, возможность выбора времени заезда и заселения с детьми.
Потребителю оказывают услуги по краткосрочной аренде жилья. С точки зрения закона краткосрочной арендой является съем жилья на срок менее 12 месяцев — это прописано в ст. 683 Гражданского кодекса. В то же время на практике: