Со старта чемпионата российские клубы демонстрируют не самые лучшие результаты по заполняемости стадионов. Как повлияло введение Fan ID на посещаемость матчей и почему матчи ФНЛ посещают больше зрителей, чем РПЛ — в материале «РБК Спорт» Читайте нас в Новости Болельщики «Спартака»
Рейтинг российских клубов с самыми посещаемыми домашними стадионами, среднее количество человек на трибунах во время матча по итогам семи туров сезона 2022/23:
- «Зенит» — 36,5 тыс. человек (нет системы Fan ID)
- «Краснодар» — 22,9 тыс. (нет Fan ID)
- «Факел» — 19,0 тыс. (нет Fan ID)
- «Ротор» — 18,9 тыс. (Нет Fan ID)
- «Динамо» Москва — 18,5 тыс. (Нет Fan ID)
- «Рубин» — 11,8 тыс. (Нет Fan ID)
- «Спартак» — 11,5 тыс. (Нет Fan ID)
- ЦСКА — 11,0 тыс. (Нет Fan ID)
- «Балтика» Калининград — 9,0 тыс. (Нет Fan ID)
- «Локомотив» Москва — 8,6 тыс. (Нет Fan ID)
- «Ахмат» — 8,5 тыс. (Нет Fan ID)
- «Динамо» Махачкала — 8,3 тыс. (Нет Fan ID)
- «Пари НН» — 8,0 тыс. (Есть система Fan ID)
- «Крылья Советов» — 7,2 тыс. (Есть Fan ID)
- «Урал» — 6,0 тыс. (Есть Fan ID)
- «Ростов» — 6,0 тыс. (Есть Fan ID)
Влияние Fan ID
Ни одна из пяти команд, на стадионах которых с начала сезона 2022/23 заработала система контроля Fan ID — «Сочи», «Урал», «Крылья Советов», «Пари НН», «Ростов» — не вошла в топ-10 клубов с самыми посещаемыми домашними аренами, свидетельствуют данные, собранные «РБК Спорт».
Наибольшее снижение посещаемости фиксируется на стадионе команды Валерия Карпина. В «доковидный» период (сезон 2018/19) на матч на стадион «Ростова» приходили в среднем до 31 тыс. болельщиков. Даже после пандемии (2020/21) по посещаемости арена «желто-синих» конкурировала только со стадионом «Зенита» (20 тыс. человек). Сейчас же арена «Ростова» не вошла даже в топ-15 стадионов по посещаемости: после четырех домашних матчей на игру в среднем приходили по 6 тыс. человек. Это худший показатель по количеству зрителей с возвращения команды в премьер-лигу (2008/09).
В домашнем матче «Ростова» с «Динамо», который проходил в рамках группового этапа Кубка России, не требовалась система Fan ID для болельщиков. В будний день «Ростов Арену» посетили почти 29 тыс. зрителей.
Болельщики «Ростова»
Лучший показатель среди стадионов с Fan ID у «Нижнего Новгорода», который стал 13-м по посещаемости: после трех домашних матчей «Пари НН» среднее количество зрителей на стадионе во время игры составляло почти 8 тыс. Хотя в прошлом сезоне, в отсутствие карты болельщика, зрителей на трибунах было меньше — 6,2 тыс. человек.
Болельщики «Нижнего Новгорода»
Почему матчи низших лиг посещают лучше РПЛ
На матчи Футбольной национальной лиги (ФНЛ) приходило больше болельщиков, чем на игры РПЛ на стадионах с системой Fan ID. Игры махачкалинского «Динамо» в среднем посещали по 8,3 тыс. болельщиков, команда из первого дивизиона стала двенадцатой по посещаемости в России.
Калининградская «Балтика» стала девятой по количеству зрителей: с начала сезона домашние матчи команды посещали почти по девять тысяч человек. По этому показателю команда ФНЛ превзошла результат тех команд РПЛ, на стадионах которых не требовалось предъявлять карту болельщика: грозненского «Ахмата» (8,5 тыс.) и «Локомотива» («РЖД Арена», 8,6 тыс).
После вылета «Рубина» в первый дивизион посещаемость его арены возросла, она стала шестой по количеству зрителей, превзойдя стадионы столичных «Спартака» и ЦСКА. В прошлом сезоне казанскую команду в среднем поддерживали 7,5 тыс, в этом сезоне, после вылета из премьер-лиги, — 11,8 тыс. болельщиков.
Во Второй лиге удивляет посещаемость домашних матчей волгоградского «Ротора». В стартовом туре в Волгограде на трибунах собралось 23 тыс. зрителей. На данный момент средняя посещаемость клуба составляет 18,6 тыс. при вместимости «Волгоград Арены» 45,5 тыс. Волгоградский стадион вошел в топ-5 и занял четвертое место.
Футбол в столице
На стадионы ЦСКА и «Спартака» в сезоне 2021/22 в среднем приходили по 7 тыс. человек. В этом году матчи армейцев посещали почти по 11 тыс. болельщиков, а спартаковцев — почти по 11,5 тыс. — чуть больше четверти от всей вместимости стадиона (44,6 тыс.). По этим данным «красно-синие» стали восьмыми в рейтинге, а «красно-белые» — седьмыми.
Стадион «Динамо» — самый посещаемый в столице, он открывает пятерку по количеству зрителей на матче. В среднем в этом сезоне на домашние матчи «бело-голубых» приходили по 18,5 тыс. человек, чуть больше 70% от вместимости стадиона.
Болельщики ФК «Динамо»
Футбольное помешательство в Воронеже
В прошлом году стадион «Факела» показал лучший результат по посещаемости среди команд ФНЛ — 4,2 тыс. человек. В этом сезоне воронежский клуб вошел в тройку лидеров страны по количеству зрителей на стадионе — 19 тыс. при вместимости 21,7 тыс., средняя заполняемость — 88%.
Перед матчем седьмого тура РПЛ со «Спартаком» из-за большого ажиотажа болельщиков в Воронеже нагрузки не выдержал сайт по продаже билетов, из-за чего купить их через интернет было невозможно. Это привело к большим очередям в кассах стадиона. На сервисе Avito даже появились объявления о продаже места в очереди в кассу за 5 тыс. руб или продаже прохода на стадион по абонементу по цене до 10 тыс. руб. Все билеты на матч с «красно-белыми» были проданы.
Болельщики ФК «Факела»
Стадион Галицкого
Арена «Краснодара» уже седьмой сезон подряд входит в топ-4 посещаемых стадионов в лиге. В этом сезоне стадион Галицкого стал вторым в стране по данному показателю, в среднем он заполнялся почти на 70% общей вместимости — на него приходили 22,9 тыс. зрителей.
Болельщики ФК «Краснодара»
Газпром
Стадион «Зенита» с сезона 2017/18 остается самым посещаемым в России. За четыре домашних матча питерской команды на старте этого сезона арену посетили в сумме 146 тыс. человек — в среднем 36.5 тыс. за матч. На каждой игре стадион заполняется в среднем на 58%.
Болельщики «Зенита»
В июле на «ВТБ Арене» состоялся финал медийной футбольной лиги, в котором блогерская команда «2Drots» обыграли «Basement» со счетом 4:0. Командам разрешили заполнить 11 тыс. мест, все они были заняты болельщиками. На матче была стопроцентная посещаемость.
На матче 3-го тура группового этапа на турнире московского кубка селебрити (МКС) 21 августа состоялось блогерское дерби, в котором встретились участники Кубка России — «Амкал» и «2Drots» (2:2). На матче присутствовало 5 тыс. болельщиков при 5 тыс. мест.