В 2023 году достаточно сложно удивить кого-либо отличным результатом краш-теста: автопроизводители уже научились делать безопасные машины и подгонять их под правила испытаний. Однако американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) периодически радует нововведениями. На этот раз его сотрудники обратили внимание, что львиная доля всей работы по улучшению пассивной безопасности проводится применительно к водителю и переднему пассажиру. А как же остальные седоки? Чтобы выяснить это, специалисты из Вирджинии провели расширенные испытания четырех минивэнов — это Kia Carnival, Toyota Sienna, Chrysler Pacifica и Honda Odyssey.
В рамках краш-тестов особое внимание было уделено уровню безопасности пассажиров второго ряда. Для этого испытатели посадили за «водителем» манекен Hybrid III, который имитирует 12-летнего подростка. И если показатели, которые передали датчики передних «взрослых» манекенов, никаких претензий у специалистов не вызвали (почти все данные в безопасной зоне), то в случае с задними пассажирами все гораздо хуже. Поэтому три машины из четырех получили итоговую оценку Marginal («на грани допустимого»), а одна и вовсе провалила тест.
Что касается защиты головы и шеи заднего пассажира — здесь минивэны выступили по-разному: отличную оценку получила Toyota, хорошую — Chrysler (при этом боковая занавеска безопасности у него не раскрылась), «на грани» испытание прошла Kia (зафиксирован высокий изгибающий момент шеи манекена), а «неуд» поставили Хонде за опасное сближение головы манекена со спинкой водительского сиденья.
Значительный риск (оценка «на грани») получения травм грудной клетки показали все четыре автомобиля: эксперты остались недовольны ремнями безопасности — они не очень удачно ложатся на тело манекена и при ударе сильно давят на грудь «подростка». Из всех испытуемых автомобилей преднатяжителями задних ремней была оснащена только Тойота. А вот вероятность травм таза оказалась невысокой у всех автомобилей — эксперты поставили за это максимальный балл.
Toyota Sienna также оказалась единственной машиной в этом квартете, которой поставили «неуд» за общую конструкцию средств безопасности задних пассажиров и их кинематику. Во время краш-теста манекен, сидевший в Тойоте, на отскоке поднырнул под поясную лямку ремня, который сдавил низ брюшной полости седока. Это сулит высокий риск серьезной травмы.
Выводы неутешительные: испытания IIHS показали, что четыре популярных в США семейных автомобиля оказались не слишком безопасными для обитателей задней части салона. Похоже, инженерам компаний Kia, Toyota, Honda и Chrysler предстоит большая работа над ошибками, чтобы исправить подорванный имидж.
А мы напоминаем, что пристегиваться нужно всегда и везде! Не стоит надеяться, что на заднем сиденье можно легко отделаться в случае аварии. Мы убедительно доказали это нашими экспериментами, которые можно увидеть здесь и здесь.