Рассказываем про прошлое и настоящее одного из самых известных и загадочных особняков столицы
Дом Пашкова — белоснежный дворец, построенный в стиле классицизма на вершине Ваганьковского холма в 1786 году. Это здание — знаковый памятник эпохи, увлекающий своей историей и множеством связанных с ним легенд.
Вместе с архитекторами рассказываем, чем примечателен Дом Пашкова.
История создания
Легенд о строительстве Дома Пашкова гораздо больше, чем фактов. Нет точных данных, как именно велось строительство. Также эксперты до сих пор ведут дискуссии о том, кто был архитектором здания. Точно известно лишь то, что строительные работы велись быстро: фундамент заложили в 1784 году, а в 1786-м дом уже был готов.
«По косвенным свидетельствам архитектором был Василий Баженов — во многих деталях и самой манере угадывается его авторский стиль. Дом Пашкова назван в честь заказчика и первого владельца дома — капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Дворец получился очень дорогим и, по слухам, практически разорил Пашкова. После завершения строительства он пожил в нем совсем недолго и переехал в дом попроще. Есть мнение, что это произошло потому, что были превышены все сметы и дом обошелся ему слишком дорого. Однако, скорее всего, Пашков разорился, промотав все свое состояние из-за неумелого финансового планирования, а подобные слухи лишь очередной камень в огород архитектурного сообщества», — рассказал основатель архитектурного бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON) Александр Салов.
История одарила Петра Пашкова интересным титулом — «первый водочный король». Его биография известна фрагментарно. «Он родился в семье личного денщика Петра I, с самого детства жил в достатке, а при Елизавете Петровне по дворянским обычаям служил в армии и получил звание капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка. После службы занял должность откупщика — фискального посредника между населением и государством, который собирал налоги и передавал их в казну. Откупщики часто становились богатейшими людьми, потому что приличная часть денег оседала у них в руках, а не уходила государству. То же самое произошло и с Пашковым — он сколотил огромное состояние на алкогольных откупах», — рассказала глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.
После того как Пашков съехал из этого дома, здание пришло в запустение. Затем оно сильно пострадало после наполеоновского нашествия и какое-то время находилось в руинированном состоянии. В середине XIX века Дом Пашкова был выкуплен государством в пользу Московского университета, в 1862 году здесь разместили известные коллекции и библиотеку графа Николая Петровича Румянцева. Сейчас Дом Пашкова находится в ведомстве Российской государственной библиотеки: в нем размещаются отдел рукописей, нотно-музыкальный и картографический отделы.
Расположение
Еще одна из самых известных легенд о здании связана с тем, как именно архитектор поместил здание внутри самого сердца Москвы. «Дело в том, что за несколько лет до возведения дома Пашкова Баженов продемонстрировал императрице Екатерине Второй новый масштабный дворец в Царицыно. Он, впрочем, пришелся императрице не по нраву, а сам зодчий попал в немилость. Обиженный Баженов развернул новое здание спиной к Кремлю и символам царской власти. В конце XVIII века Дом Пашкова был одним из немногих зданий в Москве, с которого вид на Кремль открывался сверху вниз, а не наоборот, и это считалось большим новаторством», — говорит партнер архитектурного бюро Syntsxis Александр Стариков.
Однако у этой истории можно найти и вполне понятное с точки зрения логики архитектурное объяснение. «Парадный вход оборудован не с Моховой улицы, а со Стараваганьковского переулка, поскольку со стороны Кремля угол подъема на холм слишком крутой для того, чтобы туда мог заезжать гужевой транспорт. Вместо этого на его живописных склонах с прекрасными видами на Москву-реку было принято решение разбить сад. Таким образом получилось решить сразу две задачи — техническую и эстетическую. Главный корпус и оба его флигеля выставлены в одну линию параллельно стене Кремля и объединены галереями в общий ансамбль. Такой ход визуально увеличивает весь комплекс, делает его более помпезным и эффектным. Это очень умное и интересное решение, так как усадьба далеко не так велика по площади, как это кажется со стороны. На первом этаже выстроен высокий цоколь, а само здание немного приподнято, что дополнительно возвышает объем над зрителем и делает его еще более впечатляющим», — прокомментировал партнер архитектурного бюро Syntsxis.
Архитектурные особенности
Парадная сторона дома отличается массивностью и протяженностью: в центре композиции находится прямоугольный трехэтажный корпус, от которого в обе стороны расходятся галереи — они соединяют главную часть здания с двухэтажными флигелями. Центральный корпус и идеально симметричные флигели украшают портики с классическими колоннадами, отсылающими к каноничному стилю древнегреческих храмов. «Одна интересная особенность заключается в том, что цоколь портика рассчитан на шесть колонн, но установлено всего четыре, а две боковые заменены на скульптуры. Подобное решение усиливает эффект декоративности и детализации образа, хотя у самого здания не такой уж и богатый декор», — отметил Стариков.
Еще одна из интересных деталей — круглая беседка-бельведер на навершии дома, которая придает ему образ ни на что не похожего образчика самобытного московского классицизма, подчеркнула Николаева из MAD Architects.
Первый этаж по всему периметру здания облицован камнем в стиле римской рустики, а замковые камни всех оконных проемов несут маскароны в виде головы льва — древнего символа благородства и доблести. «По бокам центральных портиков обоих фасадов установлены статуи в виде женских фигур, символизирующих просвещение и искусство. Отдельно стоящие колонны чередуются с пилястрами, а декоративные элементы фриза выполнены по флоральным мотивам с многочисленным повторением кадуцеев — считалось, что этот символ приносит удачу в торговле», — комментирует Николаева.
На территории вокруг дома Пашкова также была проведена колоссальная работа. На склоне перед ней был разбит великолепный сад с фонтанами, полянами для выгула павлинов и других экзотических птиц, отметила архитектор. Вдоль дорожек по регулярным линиям дежурили слуги, которые рассказывали посетителям об обитателях сада.
Что внутри
В отличие от наружного облика, который сохранился практически в первозданном виде, интерьеры дома неоднократно менялись в ходе перестроек и реставраций. «До наших дней сохранилась чугунная лестница каслинского литья, которая расположена в боковых двухэтажных флигелях. Также в здании подлинная чаша из черной яшмы, которая украшает коридор. Из скульптур в здании — мраморная статуя читающей девушки XIX века, выполненная итальянским скульптором Пьетро Маньи, и бронзовая Саломея 1902 года Екатерины Беклемишевой», — рассказал Александр Салов.
Сегодня здесь расположено несколько читальных залов: Румянцевский зал отдела рукописей, а также залы нотно-музыкального и картографического отделов, подчеркнул архитектор. Он отметил, что все они выдержаны в духе «старой доброй классической библиотеки» — с зеленым сукном на столах и деревянными антресолями по дореволюционным обмерам.
Главным помещением Дома Пашкова является Большой (или Бальный) зал. Он приобрел свой нынешний вид в 1915 году и предназначен для проведения торжественных мероприятий. «Здесь лепнина в стиле ампир, колонны, стилизованная под XIX столетие люстра, восстановленный наборный паркет. Окна этого зала выходят Кремль и его соборы», — рассказал Стариков.
Слухи и мистика
Великолепный архитектурный образ дополняет неисчислимое количество мистических слухов, которыми окутано здание. «Считается, что на балконе именно Дома Пашкова произошла встреча Воланда и Азазелло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Также в Доме Пашкова можно встретить призрак писателя и библиографа Николая Рубакина. Сотрудники библиотеки говорят, что иногда нужную рукопись или книгу можно найти только с его помощью», — рассказал основатель архитектурного бюро Osetskaya.Salov.
Ваганьковских холм, на вершине которого построен Дом Пашкова, считается не менее загадочным местом. По слухам, в его глубинах находится множество подземных ходов и именно под ним расположен вход в так называемую подземную Москву и казематы, хранившие казну великих московских князей, отметил Стариков. По его словам, также популярно мнение, что именно там находится библиотека Ивана Грозного. Сейчас, благодаря библиотеке, здание открыто для посещения и любой желающий может там оказаться.
Читайте также: